В рамках модернизации инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей на ВСЖД ведется реконструкция и строительство 139 объектов. В 2024 году сдано в эксплуатацию 32 из них, в том числе 6 объектов энергетического комплекса. Модернизация инфраструктуры, в первую очередь, направлена на увеличение пропускной способности и развитие тяжеловесного движения поездов.
Байкало-Амурская магистраль
Реконструкция станции Новая Чара
В ходе работ построены два новых приемо-отправочных пути, а также модернизирован грузовой двор. Реконструкция позволила создать универсальный терминал с возможностью переработки широкой номенклатуры грузов.
На территории терминала обустроены две площадки с твердым покрытием общей площадью в 8 тыс. кв. м. Первая предназначена для работы с контейнерными грузами и позволяет единовременно разместить до 800 контейнеров. Вторая дает возможность обрабатывать тяжеловесные (продукция предприятий региона по добыче горной и медной руды) и негабаритные грузы.
Благодаря реконструкции наружного освещения появилась возможность организовать работу терминала в круглосуточном режиме4 также было выполнено благоустройство прилагающей территории.
Два новых приемо-отправочных пути способны вместить грузовые поезда протяженностью до 76 вагонов. Суммарная протяженность новых путей – 2,5 километра. Строителями отсыпано около 18 тыс. кубометров земляного полотна, уложено 7 новых стрелочных переводов, а также свыше 29 километров линий СЦБ. Строительство приемо-отправочных путей дает дополнительные возможности в регулировке движения составов, в том числе для беспрепятственного пропуска пассажирских поездов.
Двухпутные вставки и новые разъезды
В 2024 году введены в постоянную эксплуатацию двухпутные вставки на перегонах Анамакит – Новый Уоян и Новый Уоян – Баканы. Запущены в работу новые разъезды на перегонах Дзелинда – Кирон, Кирон – Ангоя и Баканы – Янчуй.
В 2024 году также завершено строительство:
- вторых главных путей на участках Ния – Таковка, Таковка – Небель, Бирея – Марикта, Суринья – Кунерма, Гоуджекит – Тыя, Кемен – Икабья, Сенаторский – Икабьекан;
- двухпутных вставок на перегонах Окунайский – Киренга, Окунайский – Улькан, Огдында – Агней, Янчуй – Чуро, Ульги – Муякан, Муякан – Улан-Макит, Улан-Макит – Таксимо, Шиверы – Ушмун, Куанда – Куандинский, Таку – Куандинский, Наледный – Сюльбан;
- разъездов на перегонах Кичера – Дзелинда, Чуро – Кюхельбекерская, Аркум – Ульги.
Транссибирская магистраль
Реконструкция станции Большой Луг
Завершены работы в рамках первого этапа. При реализации проекта было открыто движение по двум приемо-отправочным путям. Для этого отсыпано более 3 тыс. куб. м земляного полотна, реконструирован железнодорожный мост, произведена укладка 2,6 км рельсошпальной решетки и 19 стрелочных переводов, уложено 143,7 км кабелей сигнализации и связи, смонтировано 6,5 км контактной сети.
Реконструкция станции завершится к концу 2025 года. Она позволит формировать сдвоенные поезда и составы повышенной массы в пределах одной станции и в условиях растущих объемов грузовых перевозок.
Реконструкция станции Тайшет
В 2025 году продолжается реконструкция станции Тайшет. По итогам 2024 года было открыто движение в отправочном парке. При этом:
- выполнена отсыпка 64,5 тыс. кубометров земляного полотна;
- уложено 5,2 км рельсошпальной решетки и 15 стрелочных переводов;
- смонтировано 198,4 км кабеля сигнализации и блокировки и 10 км контактной подвески.
- выполнено строительство моста и водопропускной трубы
Модернизация объекта дала возможность пропуска поездов длиной до 100 вагонов.
Реконструкция грузового терминала на станции Наушки
В рамках обновления на территории комплекса грузового терминала на станции Наушки обустроена новая контейнерная площадка, а также проведена реконструкция подкрановых путей. В два раза (с 6 до 12 вагонов) увеличено количество мест для таможенного досмотра. Построен крытый склад площадью свыше 1,5 тыс. кв. м, а также административные здания, обновлена система освещения и видеонаблюдения.
Модернизация позволила ускорить оборот грузовых вагонов, подлежащих досмотру, и одновременно улучшить условия труда для работников ОАО «РЖД» и таможенной службы, выполняющих операции по досмотру и оформлению вагонов круглосуточно.
Удлинение приемо-отправочных путей станции Наушки
В ходе работ по реконструкции приемо-отправочных путей станции Наушки было уложено 20 стрелочных переводов, смонтировано 1,3 км шумозащитных экранов, модернизирована система освещения.
Реализация данного проекта позволила увеличить пропускную способность станции и решить ряд экологических задач, снижающих количество вредных выбросов в окружающую среду.
Ремонтно-путевая кампания
Ежегодно на магистрали ведется работа и по ремонту железнодорожного полотна.
В 2024 году было уложено 180,8 километров пути, заменено 122 комплекта стрелочных переводов.
На обновление железнодорожного пути всеми видами ремонта направлено 10,4 млрд. рублей.